+796808108660
Вопросы и ответы

Регулировка клапанов мотоцикла: для чего она нужна и как выполняется


Регулировка клапанов на мотоцикле - это неотъемлемая часть обслуживания, которая играет ключевую роль в поддержании оптимальной производительности двигателя и его долговечности. Но что это такое и почему оно важно для вашего мотоцикла?

Какую задачу выполняют клапаны ?

Клапаны представляют собой неотъемлемую часть системы газораспределения в двигателе. Они играют ключевую роль в процессе работы мотора, контролируя поток воздушно-тепловой смеси в цилиндре и выводя отработанные газы после сгорания.
Внутри четырёхтактного двигателя впускной клапан отвечает за заполнение цилиндра топливовоздушной смесью в первом такте, в то время как выпускной клапан освобождает цилиндр от отработанных газов в четвёртом такте.
Критически важно, чтобы клапаны открывались и закрывались в точно заданные моменты времени, обеспечивая герметичность цилиндров. Иначе часть отработанных газов будет уходить через клапаны, не выполняя своей полезной функции, что может снизить эффективность работы двигателя и повлечь за собой прогар клапана.
Замер зазора клапана

Для чего нужна регулировка тепловых зазоров клапанов ?

Клапаны в двигателе функционируют следующим образом: при давлении, создаваемым кулачком распределительного вала, толкатель клапана поднимается, открывая клапан. После прекращения этого давления пружина возвращает клапан на место. Критически важно, чтобы этот процесс происходил в оптимальные моменты для заполнения или опустошения цилиндров. Однако при работе двигателя его компоненты нагреваются, что приводит к расширению металла, в том числе и клапанов. Это изменение длины может повлиять на работу механизма. Чтобы учесть такие изменения, в конструкции предусмотрен тепловой зазор. Этот зазор рассчитан таким образом, чтобы в рабочем режиме клапан мог максимально открываться и, одновременно, тесно закрываться, обеспечивая герметичность. Регулировка клапанов включает в себя контроль и корректировку этого теплового зазора.

Что будет, если не регулировать клапаны ?

Регулировка клапанов играет решающую роль в обеспечении эффективной работы двигателя и его долговечности. Она обеспечивает герметичность цилиндров в момент закрытия клапанов, а также полное открытие для правильного наполнения цилиндров топливовоздушной смесью. Несоблюдение правильного размера зазора может привести к ряду негативных последствий.
Во-первых, это отразится на производительности двигателя. Неспособность клапанов обеспечить герметичность цилиндров или полное открытие может привести к ухудшению качества смесевой подачи и, в конечном счете, снижению мощности мотора. В начальных стадиях, когда отклонения от нормальных значений зазора незначительны, это может не сильно сказаться на работе двигателя.
Однако, при дальнейшем увеличении отклонений, могут возникнуть серьезные проблемы. Например, при уменьшении зазора, температурный режим клапанов изменится, что может привести к ускоренному износу клапана вплоть до прогара. С другой стороны, увеличение зазора может вызвать ударные нагрузки на клапанный механизм при контакте с распределительным кулачком. Оба эти случая могут привести к преждевременному износу деталей и необходимости капитального ремонта двигателя.
Таким образом, регулировка клапанов необходима не только для обеспечения максимальной производительности мотора, но и для предотвращения серьезных повреждений и увеличения его срока службы.

В каком случае регулировка клапанов не нужна ?

Некоторые редкие двигатели мотоциклов оснащаются гидркомпенсаторами, которые автоматически регулируют тепловые зазоры клапанов за счёт давления в системе смазки. Эти устройства, хотя и небольшие и простые, обеспечивают эффективную работу клапанов без необходимости регулярной настройки.
Однако, даже при использовании гидрокомпенсаторов, в некоторых случаях клапаны могут начать постукивать со временем. В таких ситуациях необходимо провести проверку работы гидрокомпенсаторов, так как они также подвержены износу и могут потребовать замены или ремонта.

Два способа регулировки зазоров клапанов
Замер зазора клапанов мотоцикла
Замер зазора клапана
Перед тем как приступить к регулировке клапанов вашего двигателя, необходимо определить необходимые зазоры. Эти значения могут варьироваться в зависимости от конкретной модели и типа двигателя. Обычно предусматриваются диапазоны для тепловых зазоров: для впускных клапановот 0,15 до 0,25 мм, а для выпускных, работающих в более жестких условиях, от 0,20 до 0,40 мм. Однако точные значения следует уточнить в руководстве по эксплуатации вашего мотоцикла.
Измерение зазоров проводится с использованием специального инструмента — щупа, имеющего металлические пластины различной толщины. Для регулировки вам понадобится не только стандартный набор инструментов, но и набор щупов для достижения необходимых зазоров. Важно также понимать принципы использования проходного и непроходного щупа: щуп должен проходить между клапаном и его седлом при соответствующем зазоре, в то время как следующий щуп, имеющий большую толщину, не должен проходить.
Регулировка клапанов должна выполняться на холодном двигателе. Также перед началом регулировки следует проверить натяжение ремня или цепи ГРМ. В зависимости от конструкции механизма газораспределения регулировка может осуществляться с помощью специальных винтов или подбором шайб. Первый метод обычно более прост в исполнении, поскольку требует снятия только клапанной крышки и элементов, мешающих ее демонтажу. Понимание того, как правильно регулировать клапаны, требует знания конструкции используемого двигателя.

Для регулировки клапанов с использованием винтов следует следующий порядок действий:

  1. Установите поршень первого цилиндра в верхнюю мёртвую точку (ВМТ), выровняв метки на корпусе двигателя и коленвале. Также убедитесь, что метки на распредвале и его корпусе или на головке блока цилиндров совпадают, в зависимости от конструкции мотора.
  2. Проверьте зазоры соответствующих клапанов цилиндров, согласно мануалу. Если зазоры не в пределах нормы, требуется регулировка.
  3. Для регулировки ослабьте фиксирующую (контровочную) гайку. Вставьте подходящий щуп в зазор, после чего, используя второй ключ или отвертку, закрутите регулировочный винт до упора. Затем закрепите гайку. После этого удалите щуп и затяните гайку.
  4. Проверьте получившийся зазор с помощью проходного и непроходного щупов.
  5. Повторите эту процедуру для остальных цилиндров и клапанов, каждый раз проворачивая коленвал на 180 градусов. Для этого может потребоваться специальный ключ.
При настройке клапанов, когда используются шайбы:

Вам потребуется набор шайб и дополнительный инструмент, измеряющий толщины шайб (чаще всего это высокоточный микрометр). В отличи от регулировки винтами где можно обойтись только снятием клапанной крышки нам придётся снять пастель распредвалов и натяжитель цеп (ГРМ). Предварительно промерив все клапана с занесением в таблицу. Толщина новой шайбы определяется исходя из размера старой с учетом необходимого изменения зазора. При обратной сборке обязательно соблюдать порядок и моменты затяжки болтов их можно узнать из мануала по ремонту мотоцикла.
По завершении регулировки тепловых зазоров следует повторно проверить их. Иногда может возникнуть ситуация, когда шайба вставляется с небольшим наклоном. В таком случаи рекомендуется повторно прокрутить коленчатый вал по полному циклу и заново измерить все зазоры. Кроме того, не забудьте заменить прокладку клапанной крышки и пастелей распредвалов если такие имеются.
Регулировочные шайбы мотоцикл
Замер регулировочных шайб
пастель распредвалов мотоцикла
Затяжка пастелей распредвалов

Как часто нужно регулировать клапаны ?

Интервал регулировки клапанов на мотоцикле может различаться в зависимости от модели и производителя. Однако, обычно владельцам мотоциклов следует обращать внимание на несколько признаков, указывающих на необходимость регулировки клапанов. Эти признаки включают затрудненный запуск двигателя на горячую, потерю мощности, появление странных звуков из мотора, повышенный расход масла и неровную работу двигателя.
Для получения более точной информации о регулировке клапанов рекомендуется обращаться к оригинальной инструкции по ремонту и эксплуатации конкретной модели мотоцикла. Обычно "средняя температура по больнице" подразумевает регулировку клапанов примерно через каждые 20-25 тысяч километров. Однако, у некоторых мотоциклов этот интервал может быть сокращен до 5-6 тысяч километров, а у других увеличен до 50 тысяч километров или даже больше. Ещё нужно учитывать что помимо пробега клапана регулируются и по временному интервалу. Он, как правило, составляет 2 года. Это обусловлено тем что пружина постоянно тянет ножку клапана что со временем приводит к её небольшому вытягиванию.
Заключение
Регулировка клапанов на мотоцикле является важной процедурой. Поддержание регулярного интервала регулировки в соответствии с рекомендациями производителя позволяет предотвратить появление негативных симптомов, таких как потеря мощности или затрудненный запуск двигателя.
Необходимо помнить, что точные интервалы регулировки могут различаться в зависимости от модели и типа мотоцикла, поэтому следует обращаться к руководству по эксплуатации конкретного мотоцикла для получения более точной информации. Если вы не уверены когда точно регулировали зазоры клапанов рекомендуется профилактически заглянуть в клапанный механизм это может сэкономить вам на дорогостоящем ремонте, а самое главное не упустить драгоценные месяцы сезона. Наблюдение за признаками неисправности и своевременное обслуживание могут существенно продлить срок службы двигателя.

Ещё больше полезного здесь.
Made on
Tilda